Гришаева Т.Н. Из роддома в библиотеку : [беседа с дир. МБУ ЦБС Т.Н. Гришаевой] / Т. Н. Гришаева ; записала Л.Стецевич // Заполяр.вестн. — 2011. — 27 мая. — С.5.Норильская Публичная библиотека в этом году стала лауреатом ежегодного краевого конкурса «Вдохновение» в номинации «Лучшая городская библиотека». Заслуженно: здесь постоянно внедряются инновационные технологии и сервисные услуги, имеются информационные центры, справочно-правовые и электронные базы данных. А самое главное — здесь работают лучшие библиотекари, что признано теперь и на краевом уровне. Вот уже несколько десятков лет руководит норильским книжным царством заслуженный работник культуры РФ Татьяна ГРИШАЕВА. — Теперь трудно поверить, что история Публичной библиотеки Норильска начиналась с трех комнатушек на четвертом этаже Дома техники по Комсомольской, 12, — рассказывает Татьяна Гришаева. — Распахнула свои двери она в феврале 1955 года и работала ежедневно с двух часов дня до десяти вечера. Всего 9842 экземпляра книг, 1648 читателей и три библиотекаря-энтузиаста, а руководил ими легендарный Константин Григорьевич Аптекман. Более 28 лет отдал он нашей библиотеке. Можно сказать, что для многих, в том числе и для меня, стал крестным отцом. Всех своих сотрудниц он ласково называл «мои девочки», оберегал, всегда помогал. Это был человек необыкновенной душевной щедрости, который вникал в каждую проблему, а их, поверьте, было немало, помогал воплощать самые дерзкие творческие идеи. Настоящий питерский интеллигент, таких людей, к сожалению, в городе мало осталось. Ему удалось превратить маленькую библиотеку в крупнейшую Централизованную библиотечную систему Таймыра. — Татьяна Николаевна, профессия библиотекаря ни тогда, ни сейчас не входила в список рейтинговых. Мало кто из подростков скажет, что мечтает в будущем стать библиотекарем, чаще юристом, экономистом, банкиром. А вы кем мечтали стать в детстве?
— Не поверите, юристом, но тогда получить профессию было весьма непросто, поэтому сначала была попытка пойти учиться на химико-биологический факультет, потом работа в школьной библиотеке. Но за год я втянулась, стало интересно и на следующий год уже поступала в Восточно-Сибирский институт культуры в Улан-Удэ. Подобных вузов тогда было всего пять на весь Советский Союз, теперь, наверное, еще меньше. Я поступила в наш, сибирский, потому что сама родом из Иркутска. А в Норильске оказалась в 1978 году благодаря замужеству. Кстати, в те годы в Норильске было очень трудно устроиться библиотекарем, все вакансии были заняты, но мне повезло. И принял меня на работу как раз Константин Григорьевич Аптекман, можно сказать, дал путевку в жизнь, помогал, учил, ругал, наставлял и защищал. Это бесценный опыт, такого не даст ни один университет.
— В свое время советские люди очень гордились тем, что живут в самой читающей стране мира. Книг было не достать, но читали все поголовно. Книга была лучшим подарком. Сегодня мы можем говорить о себе как о самой читающей стране в мире?
— Увы, к сожалению, еще раз увы. Если раньше любовь к книге была возведена в культ, собирались домашние библиотеки, люди готовы были по многу часов стоять в очередях за новинками, то сегодня для большинства это один из элементов декора. Настоящих любителей и ценителей книг становится все меньше. Читательский спрос падает. Впрочем, это не удивительно. Пришло поколение нечитающих родителей, а значит, и детей они воспитывают по своему образу и подобию. Конечно, библиотекари и учителя бьют тревогу, стараются заинтересовать, привлечь, но я глубоко убеждена, любовь к книге воспитывается прежде всего в семье. Если родители не читают, дети тоже не будут этого делать. Я очень благодарна своим родителям за эту книжную прививку, старалась своим детям привить любовь к книге, а сегодня внуку-первокласснику. И хорошая привычка — сказка на ночь, надеюсь, перерастет со временем в настоящую большую любовь к книге. Я не устаю повторять всем родителям: если хотите, чтобы ваши дети были умными, добрыми, эмоционально развитыми людьми — читайте, читайте вместе с ними, читайте сами, подружитесь с книгой. Ведь чтение — это тренировка ума, развитие души. Я преклоняюсь перед всеми читателями, уважаю их уже за то, что они просто переступили порог библиотеки.
— Вы так призываете читать книги, что нельзя не спросить, а какие книги, каких авторов предпочитает библиотекарь Татьяна Гришаева?
— Стараюсь быть в курсе литературных новинок. Говорят, что книги надо не прочитывать, но читать и перечитывать. Люблю сам процесс чтения, а перечитываю по настроению то, что задевает мою душу, поэтому каждый раз открываю для себя что-то новое. Обычно читаю несколько книг одновременно, это, наверное, неправильно, но я получаю наслаждение от выбора книги. И давно уже заметила, когда от чтения получаешь удовольствие, его хочется передать всем.
— Давайте продолжим про «самую читающую страну в мире». Неужели на прагматичном Западе читают больше, чем в России? Неужели там больше, чем у нас, публичных библиотек? Если так, то за счет чего и кого они выживают?
— Да, вполне определенно, потому что там развитие библиотечного дела считается одним из приоритетов в развитии государства. Мне посчастливилось побывать в библиотеках Канады, Швеции, Финляндии, Германии. Не поверите, у них бывать в библиотеке — престижно. Это прежде всего интеллектуальные досуговые центры. Шикарные условия, современное оборудование, огромные залы, которые заполняются уже в 10 утра, бесплатный Интернет — все направлено на привлечение читателя, большого и маленького. Приходить в свободное время в библиотеку семьями, с детьми, считается хорошим тоном. Вот и нечитающий Запад! Кстати, у них профессия библиотекаря — престижная, и зарплата гораздо выше, чем даже у учителя.
У них не принято собирать домашние библиотеки, так как это очень дорого, а западный человек приучен с малолетства считать каждую копейку. Выгоднее посещать публичные библиотеки, где можно почитать не только литературные новинки, но и периодические издания, пообщаться с приятелями, подготовиться к экзамену, и все это бесплатно, на новейшем современном оборудовании.
Но и у нас не все так плохо. Не могу сказать за всю Россию, но на фоне других городов Норильск выгодно отличается и оснащенностью, и формой, и разнообразием предоставляемых услуг читателям, а самое главное — мы как раз все еще читающий город.
— И что вы делаете, чтобы сохранить этот статус?
— Работаем с читателем, работаем на читателя. Стараемся идти в ногу со временем. Помним, что Интернет — наш партнер, а не конкурент. У нас достаточно электронной информации, есть свой сайт, где организован доступ к электронному каталогу, презентуются новые книги, размещается информация о предстоящих мероприятиях. В перспективе — переход на автоматизированное обслуживание и доставку книг по заявкам читателей. На мой взгляд, библиотека — это не просто хранилище книг, но и центр духовного и нравственного воспитания, центр развития души. Поэтому на базе нашей библиотеки работает центр развития литературного творчества «Водолей». К нам приходят люди разных возрастов, чтобы попробовать свои творческие силы, получить возможность самовыражения. В этом году начнет свою работу своеобразная литературно-театральная студия. Вместе с актрисой нашего драмтеатра Ларисой Ребрий мы будем проводить литературные чтения. Это не просто чтение литературы вслух, но и актерская игра, мастерство, театр и литература. Думаю, это будет очень интересно для детей и родителей, для всех поколений.
У нас активно работает клуб профессионального самоопределения для подростков «Карьера». Проходят встречи с представителями различных профессий, организовываются дискуссии и ярмарки учебных заведений Норильска. Разработана даже специальная программа «Активизация профессионального самоопределения молодежи в условиях современной библиотеки».
В рамках программы «Праздничный город» провели конкурс читающих семей «Читай, город!». Стартовал новый проект «Литературный чемодан» — виртуальные литературные путешествия по странам. Его участники могут ознакомиться с архитектурой, историей и достопримечательностями городов мира.
— Вы много сказали об Интернете, о школьниках, о компьютерной грамотности. А как быть с читателями старшего поколения? Не останутся ли они за бортом?
— Уверена, нет. В библиотеке для каждого читателя найдется своя книжная полка. Кроме того, наш социокультурный проект «60 плюс ПК: школа компьютерной и информационной грамотности» рассчитан именно на читателей старшего поколения. В 2010 году проект получил краевое финансирование, а в этом году его поддержала администрация Норильска в рамках долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка людей пожилого возраста». Поэтому в течение последних лет обучаем читателей третьего возраста азам компьютерной грамотности, изучаем вместе возможности Интернета для общения и переписки. Нам важно, чтобы люди не были оторваны от жизни. Посещение таких занятий для них не только получение новых знаний, но и общение, возможность быть в гуще событий. К сожалению, желающих посещать занятия больше, чем у нас возможностей, но надеюсь, что мы сумеем вопрос решить, так как это дело важное и социально необходимое.
Говоря о людях третьего возраста, не могу не сказать о наших уважаемых ветеранах Великой Отечественной войны. Весь год мы готовимся к проведению нашего главного праздника — Дня Победы. Это не разовые акции, а планомерная работа, рассчитанная не только на детей, но и на взрослых. Организовываем встречи с ветеранами, вечера воспоминаний, конкурсы, акции, фестивали. Благодаря этому мы воспитываем у подрастающего поколения чувство патриотизма и сопричастности к истории Отечества. Для ветеранов организован кинолекторий, где они могут посмотреть еще и еще раз свои любимые фильмы. У нас замечательный фонд литературы о войне: книги, великолепно иллюстрированные альбомы. При необходимости организовываем надомное обслуживание ветеранов.
— Подводя итог нашего разговора, хотелось бы спросить: мы сказали о прошлом библиотеки, о настоящем, а что в будущем? Какой вы видите свою библиотеку, а может, ее вообще не будет и все заменит Интернет?
— Нет, без библиотеки невозможно гармоничное развитие общества, в этом я твердо уверена. Для чего нужны библиотеки? Для того чтобы общество развивалось, умнело, добрело. Чтение развивает эмоции, душу, обогащает человека знаниями. А ученые наконец-то подошли к тому, чтобы изучить этот феномен: почему люди читают, какие эмоции испытывают, почему в то или иное время востребованы те или иные авторы. Разве эта загадка не достойна быть разгаданной?
Говоря о будущем читателе, мы делаем ставку на дошкольников, буквально с младенчества, и их родителей. Это и есть наши перспективные читатели. Мое заветное желание в этом году провести акцию «Норильчонок — читатель с пеленок». Представляете, в Швеции каждому новорожденному библиотеки дарят не только подарки, но и читательский билет, то есть, не успев родиться, человечек уже становится читателем. И по сути, весь его дальнейший путь — дорога в библиотеку. Вот нам и задача номер один, и перспективный план на будущее — проложить для наших детей дорогу от роддома до читального зала.
Кроме того, в этом году для всех читателей мы готовим необычный сюрприз — скоро в библиотечных залах вести экскурсии, читать аудиокниги, отвечать на вопросы, рассказывать о готовящихся мероприятиях и находить по каталогу нужные книги будет робот. Надеемся, что читатели по достоинству оценят нашу задумку.
— Удачи и, конечно, полных залов любознательных читателей!
Комментарии
Спасибо! Ваш комментарий добавлен, и будет размещен на сайте после проверки модератором.