С 1 января 2015 года в России можно будет издавать только учебники, для которых есть электронная версия. Это требует вступивший в силу закон об образовании. У учеников и учителей будет выбор, что брать в руки: старую добрую бумажную книжку или гаджет, в котором будут те же параграфы, вопросы, задания. Предлагаем вашему вниманию статью Российской газеты, автор которой проанализировала перспективы данного нововведения.
Но полноценный электронный учебник — не просто устройство, в которое скопированы изображения страниц традиционной книги. Предполагается, что в электронной школе компьютерные пособия будут интерактивными, информативными и инновационными. Что там будут, например, перекрестные ссылки между разными курсами и предметами. Будут встроенные лаборатории по химии, физике или биологии.
Иллюстрации дополнят видеоролики, аудиофайлы, копии документов, факсимиле.
Есть хорошие наработки для электронных учебников. Но оцифрованная книга — это еще не учебник. Это набор фактов
Ученики смогут там же, в компьютере, выполнять задания: программа сама проверит правильность ответов и перешлет их учителю, чтобы тот поставил оценку. Во время урока гаджеты учеников объединятся в единую сеть, а педагог получит возможность работать со всем классом индивидуально, отправляя каждому его персональное задание.
Но это пока мечты. А как обстоит дело с электронными учебниками в России сейчас? И как сделать прекрасное далёко близкой реальностью?
Пять наивных вопросов об электронных учебниках
Первый опыт с ридерами доказал: замена стопки бумажных книг одним легким электронным учебником облегчает школьные ранцы на несколько килограммов.
— Есть международный тест PIRLS на умение понимать прочитанный текст, — рассказала на конференции «Электронная школа» заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Светлана Авдеева. — После четвертого класса наши ребята справляются с ним блестяще и среди десятилетних у России первое место по результатам PIRLS. А вот среди пятнадцатилетних мы только на 33-34-м местах. В средней школе у ребят пропадает интерес к чтению, к учению, они утрачивают навык восприятия информации. Компьютерное образование позволяет внедрить активно-действенные методы обучения, они сделают учебу интересной и увлекательной уже для подростков, не только для малышей.
Правильное использование компьютеров в школе действительно позволяет сильно повысить интерес детей к учебе и, как следствие, сильно улучшить их знания и оценки. Так, в Аргентине, в не самой благополучной провинции Сан-Луис, провели эксперимент: детям раздали гаджеты со специальными образовательными программами, учителей научили методике электронной педагогики. И если до этого Аргентина по результатам теста выпускников PISA была в третьем десятке стран, то через пять лет ребята из Сан-Луиса вышли на пятую строчку. Результат остальных выпускников аргентинских школ остался прежним. Любопытно, что в Великобритании компьютеры с переменным успехом внедряют в школы уже почти полвека. Здесь первыми перевели на электронное образование самые отстающие школы. Руководствовались простым принципом — больше навредить там уже практически невозможно.
Расходов много. Надо закупить технику, наладить ее работу, разработать программы, создать полноценные электронные учебники. Учителям потребуется повышение квалификации, всем этим процессом надо управлять. В России четкого понимания стоимости перехода к электронному образованию нет. В Великобританнии, например, переход на электронное обучение обошелся примерно в 6-7 тысяч фунтов стерлингов (300-360 тысяч рублей) на каждого ученика.
— Все считают, во что нам обошлись электронные учебники, но никто даже и близко не прикинул, сколько денег потеряло бы Королевство, если бы мы этого не сделали, — замечает бывший директор департамента информатизации общего образования Великобритании Дуг Браун. — Технология бумажного обучения уже не привлекает людей, многие просто бросают учиться. Из-за этого люди не могут получить ту квалификацию, на которую способны. Это все не позволяет человеку стать успешным и приводит к финансовым потерям его самого и общества в целом.
Любые инвестиции в перевод российского образования на компьютерные рельсы окупятся, уверена и Светлана Авдеева.
Что нового появится в школе в связи с новым законом «Об образовании»
— Экономисты утверждают, что рост образовательных достижений выпускников школ на 5 процентов через десять оборачивается удвоением ВВП страны, — уверяет Авдеева. — На образование деньги тратить не жалко.
Все модели проходят довольно жесткую сертификацию, а школьные СанПиНы таковы, что даже старшеклассникам больше 25 минут подряд работать с компьютером запрещено.
Детское здоровье от электронных учебников не пострадает. Об этом свидетельствуют и результаты апробации опытных моделей, прошедшие уже в десятке регионов России, и опыт работы школ, где компьютерное обучение еще несколько лет назад стало нормой, и опыт зарубежных коллег. В начальной школе, перешедшей на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, часть уроков уже сейчас проходит на ноутбуках.
— Тем не менее риски есть, — признала Светлана Авдеева. — Работа с электронным учебником предполагает доступ в интернет, самостоятельный поиск и отбор информации. Ведь главная идея электронного обучения — это дать возможность детям самим добывать информацию, самим получать знания. Так учиться намного интереснее, чем слушать учителя и повторять за ним. Но при такой самостоятельности очень важно, чтобы ребята критически относились к информации, умели ее проверять, осмысливать.
Ситуация неоднозначная. С одной стороны, только по образовательной программе Intel в России прошли подготовку почти две третьи из полутора миллионов наших педагогов. Есть еще курсы повышения квалификации, на многих из них преподают те же премудрости работы с компьютерной техникой.
Самые активные сторонники перехода на электронное образование живут в селах и маленьких городах. Их ученики географически оторваны от крупных образовательных и научных центров. Но выпускникам надо сдавать точно такой же экзамен, как их городским сверстникам. В этой ситуации приходит на помощь проведенный в школы интернет. Учителя получают доступ к множеству интерактивных разработок и пособий, консультациям с более опытными коллегами.
Но это в теории. На практике не все получается так здорово. В одном из регионов — лидеров по внедрению компьютеров в школы — в Татарстане, в лучшей школе Казани провели открытые уроки, показали, как они используют компьютеры в образовании. Эксперты вышли оттуда озадаченные. Вроде бы все, что надо, было: у детей красивые ноутбуки, все в локальной Сети, учитель выводит картинки с мониторов учеников на интерактивную доску, но... Экраны на части детских ноутбуков заклеены защитной пленкой, которую положено отрывать перед началом работы — через нее очень трудно смотреть, глаза быстро устают. Зато ценное школьное имущество в безопасности.
А сам урок — такой же, как проводили еще лет двадцать назад. Только вместо цветных карточек в руках детей теперь клавиши ноутбуков. Сплошная профанация вместо прогресса.
Большинство педагогов, пытающихся внедрить электронное образование, просто не знают, что им делать. И ограничиваются тем, что адаптирует старые методики и «бумажные» технологии для использования на компьютерах.
У нас есть хорошие наработки для будущих электронных учебников, но их самих пока нет. Бумажные издательства стараются идти по пути наименьшего сопротивления, понемногу переводя свои книги в электронный вид. Но оцифрованная книга — это еще не электронный учебник. Для электронной школы, которая предполагает другую методику работы с детьми, — упор на самостоятельную добычу и освоение знаний под мудрым руководством учителя-наставника, — этого мало. И смогут ли авторы написать совсем новые электронные учебники за оставшийся год, пока непонятно.
Эксперимент
Волгоградская область вошла в число семи пилотных регионов, участвующих в эксперименте по переходу на электронные учебники. Электронные книги внедрены в 20 школах города и области. В Волгоградском лицее № 5 электронные книги решили использовать для уроков литературы.
— Мы учимся по программе «Школа 2000-2100», а она предусматривает, что на уроках литературы, особенно в старших классах, практически каждый день идет работа с новым текстом, — рассказывает учитель Ирина Зинова. — Приносить с собой на урок такое количество бумажных книг нереально.
Школа закупила 12 электронных книг. Но многие ученики пользуются личной техникой — планшетами или теми же ридерами, компьютеры дома есть у всех. Учебники закачивают через электронный терминал — капсулу «Азбука» — это федеральная система легального распространения электронных учебников.
Как проходит «электронный» урок? Да практически так же, как и обычный. У каждого на парте лежит планшет или «читалка». Учитель называет, какое из учебных пособий нужно в данный момент, дети его открывают. Все, как прежде: номер страницы, номер упражнения. Письменные задания выполняются в тетради. На уроках литературы «читалки» также позволяют выделять текст «маркером», делать закладки.
Самые простые электронные учебники просто «повторяют» свою бумажную версию. «Продвинутые» электронные пособия содержат в себе разные мультимедийные элементы, тестовые задания, позволяющие проверить знаний как всего класса, так и отдельного ученика.
— Сейчас у нас закачано 15 учебных пособий, — рассказывает Ирина Зинова. — Это два основных учебника по русскому языку, сборники тестов, дополнительные пособия. На мой взгляд, электронные книги — это хороший способ экономии родительского кошелька.
— Цифровая библиотека находится в общем доступе и укомплектована необходимым набором учебников, входящих в образовательные программы, — пояснили в министерстве образования региона. — Кроме того, в цифровом виде школьники смогут изучать большой набор дополнительной литературы.
Вслед за литературой и русским в пятом лицее электронные книги стали использовать и на уроках физики: ридеры и планшеты дают большие возможности работы с графиками, рисунками, схемами.
Комментарии
Спасибо! Ваш комментарий добавлен, и будет размещен на сайте после проверки модератором.