Всероссийский конкурс буктрейлеров дал старт новому сезону-2013. К участию приглашаются все желающие выразить свое ощущение от любой понравившейся книги на языке видео в любой технике и прислать ролик до 5 ноября. Имея за спиной мощную поддержку Агентства по печати и массовым коммуникациям, конкурс привлек в члены жюри самых разнообразных личностей: от Тутты Ларсен до Сергея Шаргунова, от Чулпан Хаматовой до главы компании «Дисней» в России. На днях члены жюри, а также другие неравнодушные к чтению люди собрались в Мультимедиа-Арт Музее поговорить о главном: читать или смотреть? Почему дети и взрослые все чаще предпочитают визуальное искусство вербальному? И может ли захватывающий буктрейлер так зажечь зрителя, что тот схватится за книгу?
— Мы говорим о противопоставлении визуального и вербального, как будто книги мы читаем не глазами, а руками, — сказал Павел Лунгин. — Но надо сознаться, что мы идем на поводу у мощного движения видео, заигрываем с ним и пытаемся сделать книгу интересной через небольшой клип. Но ведь все лучшее, что есть в книге, в этот клип не попадет. Тем книга и прекрасна, что каждый читает ее по-своему. Думаю, для великих книг буктрейлер не нужен. А вообще для процесса чтения, для привлечения к новым книгам — нужен. Я считаю, что серьезно изложить книгу за полторы минуты нельзя.
Однако все деятели культуры в один голос твердят, что новое поколение детей и подростков — другое, чем были мы. Они не выносят долгих описаний, и за буктрейлером — будущее.
— Это поколение абсолютных визуалов! — говорит телеведущая Тутта Ларсен. — Нужно и читать, и смотреть. Я наблюдаю за своим 8-летним сыном и вижу, что их фантазия работает по-другому, ей необходим видеоряд, и тексты без картинок они отказываются воспринимать. Но никакая экранизация не заменит книгу. Поэтому буктрейлер — идеальная форма и для детей, и для взрослых. Если я ищу, что почитать, по аннотации я не всегда пойму, стоит ли брать книгу. Видеоролик мне поможет, это отличная новая форма, еще одно информационное звено.
Иллюзий о том, что буктрейлер превратится во всеобщий вирус и лихорадка чтения охватит страну, ни у кого нет — по крайней мере до тех пор, пока буктрейлеры снимают студенты и школьники на любительскую камеру с бюджетом ноль рублей. Но потенциал, конечно, огромен: как напомнил замглавы Роспечати Владимир Григорьев, когда выходит сериал «Идиот», люди начинают массово скупать Достоевского, а выходит фильм «Великий Гэтсби», в ход идет Фицжеральд. Это ли не лучший пример эффекта визуализации? Включить сюда молодых режиссеров и рекламщиков — лучший способ привлечь внимание к жанру. На привлечении профессионалов настаивает и Борис Акунин: люди, которые сами по себе интересны, могли бы собраться и сделать буктрейлер по своей любимой книге. Это, на его взгляд, могло бы стать началом жанра.
Сами писатели — по крайней мере в лице Сергея Шаргунова — целиком и полностью за буктрейлеры, больше того — по его новому роману «1993» буктрейлер сняли буквально на днях. Но победительница прошлогоднего конкурса Айгюн Гадымова относится к жанру более критично: она рассказала, что друзья, не читавшие повесть Бориса Виана «Пена дней», ее буктрейлер по этой повести не поняли.
— У меня получилось скорее школьное сочинение, оно искреннее, но не может передать все заложенное в книгу. Сделать буктрейлер очень сложно: надо не только отлично знать книгу, но и владеть навыками видео, и уметь перекодировать текст в визуальные образы.
Черту дискуссии подвела Тутта Ларсен, у которой, как известно, двое детей: «Лучшая визуализация — это мама и папа, которые проводят время с книжкой в руках».
Источник: http://vmdaily.ru/news/2013/08/27/otchego-lyudi-ne-chitayut-211187.html
Комментарии
Спасибо! Ваш комментарий добавлен, и будет размещен на сайте после проверки модератором.