Таруса — место, знаменитое московскими дачниками. Здесь жили Цветаева, Борисов-Мусатов, Паустовский, Рихтер, Заболоцкий. Среди тех, кого вдохновляла Таруса, была и Белла Ахмадулина. Она называла её городом-музой. И совсем скоро в Тарусе появится новый памятник. Это дар мужа Беллы Ахатовны — художника Бориса Мессерера. Именно он когда-то впервые привез Ахмадулину в городок на Оке. Рассказывают «Новости культуры».
Киноконцертный зал «Мир» — средоточие культурной жизни Тарусы. На вечер памяти Беллы Ахмадулиной собрались почитатели ее творчества, друзья и просто любители поэзии. Приехал Евгений Рейн. Как когда-то в 56-м приехал с другом из Ленинграда в Москву, чтобы познакомиться с Ахмадулиной.
«До Ленинграда дошли слухи об Ахмадуллиной, — вспоминает Евгений Рейн. — Все, что знали — что она учится в литинституте. Мы пришли на порог и оставили записку, камнем прижали. Я оставил свой телефон. Она позвонила, и мы поехали к ней в гости».
Ахмадулина, несмотря на некую поэтическую отрешенность, всегда имела четкую гражданскую позицию. Из литинститута ее отчисляли за поддержку Пастернака, потом восстановили. После выступлений в защиту Иосифа Бродского, Андрея Сахарова ее перестали печатать. Тогда Борис Мессерер и привез ее в Тарусу, в Дом творчества художников.
«Она ходила по всем оврагам, полям, перелескам Оки и писала замечательные стихи, — рассказывает Борис Мессерер. — Стихи, которые можно назвать „цветений очередность“. Она писала о каждом цветочке, весной, как распускается. И много просто тарусских стихов».
В идиллическом городке русских интеллигентов, как называют Тарусу, она писала не только идиллические стихи.
«Лучший ее цикл, я считаю, это „101-й километр“, — говорит писатель Евгений Попов. — Создан был здесь, в Тарусе. Не было бы счастья, да несчастье помогло. После разгромов всех начала 80-х, она переехала сюда и стала писать новые стихи. Изысканная Ахмадулина, кружевная вязь и некрасовские строки. Так что я этот цикл люблю, и Тарусу с ее помощью полюбил».
Борис Мессерер живет в Тарусе каждое лето. Считает себя местным старожилом, но своего дома у него нет. Снимает дачи. В этом году на крутом берегу Оки. Рядом — могила Борисова-Мусатова, с надгробным памятником работы скульптора Александра Матвеева. Мессерер, знаменитый художник, сценограф тоже пробует себя в роли скульптора. Его первая работа — памятник жене. Макет сейчас на авторской выставке Бориса Асафовича в Третьяковке. Белла Ахмадулина с заведенными за спину руками, так обычно читала стихи. Сейчас идет подготовка места, на днях будет залит бетон под основание, а в середине сентября установят памятник.
«Вертикальный строгий силуэт, то, как представляю Беллу, это свеча горящая, — говорит Борис Мессерер. — Белла писала о свече, она как свеча была, худенькая, стройная и посвященная возвышенному моменту. У него возвышенный образ».
Критики говорят, Таруса для Ахмадулиной, как Михайловское для Пушкина. Важно, что памятник появится здесь. А со следующего года планируется проводить в городе на Оке литературно-музыкальные фестивали памяти Беллы Ахмадулиной.
Комментарии
Спасибо! Ваш комментарий добавлен, и будет размещен на сайте после проверки модератором.