Версия для
слабовидящих

Достоевский на все времена

К списку
11.07.2013

Москва принимает крупнейших специалистов по творчеству Достоевского со всего мира. Международное общество Достоевского существует уже более 40 лет, однако впервые его представители решили встретиться в том самом городе, где родился Федор Михайлович. Главная тема форума этого года — «Достоевский и журнализм». Известно, что писатель черпал, как сказали бы сейчас, фактуру для своих художественных произведений из газет. При этом и сам был блестящим журналистом, который в своей публицистике ставил вопросы, не потерявшие актуальности и сегодня. Рассказывают «Новости культуры».

Экологические проблемы, распад семьи, распространение пьянства, самоубийства среди молодежи — вот круг тем, которые Достоевский освещал как журналист. Острота тематики с XIX века не изменилась. Но каждые три года ученые открывают что-то новое в творчестве писателя, который в своей журналисткой деятельности умудрялся быть не просто хроникером.

«Он вступает на поприще журнальное в моменты колебания истории. То есть 1861 год — время, эпоха, это момент вступления россии в мировую цивилизацию, отмена крепостного права, 1876 — когда выходит «Дневник», когда реформы исчерпаны, и все ждут поворота, куда пойдет Россия — «Камо грядеши?» — говорит писатель, вице-президент международного общества Достоевского Игорь Волгин.

Итальянский ученый Стефано Алоэ исследует не столько журналистику самого Достоевского, а то, как произведения великого русского писателя сегодня влияют на итальянских журналистов.

«В последние годы имя Достоевского часто звучит в газетах и дебатах политического склада, и очень часто связывается фигура великого инквизитора с фигурой Берлускони», — отмечает профессор университета Вероны Стефано Алоэ (Италия).

Почитатели творчества писателя есть во всем мире — многие начали учить русский только потому, что прочли Достоевского. Дебора Мартинсен из Колумбийского университета возглавляет международное общество Достоевского. О любви к русскому классику говорит — «клише». Все слависты рано или поздно к нему приходят.

«В гимназии мы читали „Преступление и наказание“ и решили читать русскую литературу. Когда я поступила в университет, я начала заниматься русским — и вот», — признается президент Международного общества достоевского Дебора Мартинсен (США).

Японских исследователей интересуют национальный вопрос в публицистике Достоевского и авторский образ писателя. «В японии так же, как в России, режиссеры и сценаристы читают Достовевского в одном плане, много искажают авторский образ, упрощают. Его авторский образ неоднозначный. Писатели объективного реализма рисует мир с одной точки зрения, а у Достоевского такие точки трудно ловить», — убежден профессор Дзюнити Судзуки (Япония).

К открытию симпозиума из фондов Дома Русского Зарубежья достали редкие материалы, связанные с Достоевским. Здесь и еще не опубликованные архивы философа Владимира Ильина, и контракт, который подписал мыслитель Николай Бердяев, на книгу о писателе. «Контракт с издательством «Эпоха», который подписал Николай Бердяев буквально за месяц до ареста и высылки из России. Книга значится как «Философия Достоевского», а потом она вышла в 1923 году под названием «Миросозерцание Достоевского», — рассказывает куратор выставки Мария Васильева. На открытии многие говорили о том, что Достоевский, по сути, открыл новый жанр — высоколитераурную журналистику — в «Дневнике писателя». Впереди у ученых неделя, чтобы доказать свои тезисы на высоком русском языке.

Источник: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/95229

Нравится: Поделиться:

Комментарии

Отправить

Спасибо! Ваш комментарий добавлен, и будет размещен на сайте после проверки модератором.