2 июня 2013 года Министр культуры РФ Владимир МЕДИНСКИЙ дал интервью журналу «Университетская КНИГА». В нем шла речь и о проблемах и перспективах российских библиотек. Предлагаем вашему вниманию фрагметы интервью.
— Владимир Ростиславович, прошёл год с тех пор, как Вы возглавили Министерство культуры РФ. Как оцениваете итоги работы ведомства, что качественно изменилось, а что не удалось поменять и требует серьёзного пересмотра?
— Вы знаете, главная задача, которая стояла перед нашим министерством, — выполнение прошлогодних майских указов Президента в части повышения зарплаты работников культуры.
В течение девяти месяцев мы проводили серьёзную подготовительную работу, и в итоге зарплата повышается не только за счёт дополнительного финансирования, но и за счёт перестройки работы самих учреждений культуры, которая подразумевает перераспределение бюджетных ассигнований, перевод на аутсорсинг непрофильных видов деятельности, изыскание дополнительных внебюджетных средств, реорганизацию и оптимизацию структур. Сразу скажу, процесс непростой, поскольку приходится сокращать штат, оптимизировать расходы на административно-управленческий и вспомогательный персонал, проводить инвентаризацию договорных обязательств с целью выявления неэффективных расходов, изыскивать возможности направления дополнительных средств на оплату труда за счёт платных услуг, экономии средств по коммунальным расходам. На сегодняшний день эта работа уже принесла определённые результаты. С конца мая мы перечисляем всем нашим подведомственным учреждениям дополнительные средства на повышение зарплаты. Если год назад средняя заработная плата работников федеральных учреждений культуры составляла менее 20 тыс. рублей, то, по данным на 1 апреля 2013 г., она выросла почти на 50% и составила 28 800 рублей. Надеемся, что к концу года эта цифра ещё увеличится.Нам поставлена задача: к 2018 г. средняя зарплата в государственных учреждениях культуры должна сравняться со средней по регионам. Могу честно сказать, что в Москве уже и сейчас есть учреждения культуры, возглавляемые эффективными управленцами, где зарплата приближается к средней или превышает её. Существенно выросла зарплата сотрудников федеральных библиотек. Средняя зарплата на апрель, например в Библиотеке иностранной литературы, которая у нас в лидерах, если верить статистике, — 42 500 рублей. Это то, к чему мы должны стремиться. Средняя зарплата в «Ленинке» на первый квартал уже превысила 30 тыс. рублей. Это, конечно, немного для Москвы, но уже и не нищенство, которое было несколько лет назад. Мы и дальше будем ставить во главу угла повышение зарплаты работников библиотек. Повторюсь, это сопряжено с определённой реорганизацией и оптимизацией, но жить по-старому уже нельзя и «подкидывать» деньги по привычке просто неэффективно. Это дорога с двусторонним движением. Вообще библиотеки — достаточно консервативная сфера, и, честно говоря, в первый год я старался больше слушать, чем делать и не вмешиваться в систему управления библиотечной системой.
— Вы неоднократно говорили о проблеме остаточного принципа финансирования отрасли, тренд очевиден не первый год. При этом неоднократно упоминали, что «плачем Ярославны» относительно финансирования заниматься не стоит, и имеет смысл выстраивать бюджетную политику из того, что есть. Каковы бюджеты на 2013 год? Удаётся ли изменить сложившиеся стереотипы во власти по отношению к культуре и её поддержке?
— Мы пытаемся максимально эффективно распорядиться теми средствами, которые у нас есть сейчас, безусловно, настаивая на дополнительном финансировании. В этом отношении Правительство нас поддерживает. Сейчас в Госдуме находятся поправки, согласно которым увеличение бюджета Минкультуры на этот год составит 3,6 млрд рублей. Общий бюджет 2013 г. составляет 110,2 млрд рублей. В числе приоритетных направлений, разумеется, обеспечение выполнения госзадания федеральными учреждениями культуры, образования и науки в сфере культуры, как уже отмечал, повышение оплаты труда, модернизация материально-технической базы отрасли, господдержка развития российской кинематографии, мероприятий в сфере культуры и искусства в регионах и многое другое. К сожалению, пока у нас наблюдается серьёзный дефицит средств на реставрацию объектов культурного наследия, строительство и реконструкцию объектов культуры, укрепление материально-технической базы.
— На указы Президента по оцифровке 10% выходящих в России книг ссылаются, пожалуй, на всех форумах, где речь заходит о перспективах библиотечного дела. Пока все эти книги можно увидеть только в стенах национальных библиотек. Собственно, это не совсем то, что планировалось изначально. Что дальше? Каков процесс дальнейшей организации доступа к данным коллекциям из других регионов?
— Это важный вопрос, по сути, речь идёт о том, чтобы появилась полноценная Национальная электронная библиотека, в которой все читатели имели бы доступ к оцифрованным книгам. Работы по созданию общероссийской системы доступа к НЭБ с 2013 г. являются частью мероприятий, входящих в ФЦП «Культура России (2012–2018 гг.)». Очевидно, что решение этого вопроса состоит из более мелких операционных задач. Прежде всего, нужна система приоритетов и критериев в оцифровке, знаю, есть проблемы с дублированием. Думаю, что вся эта деятельность требует существенной централизации с точки зрения и здравого смысла, и экономии бюджетных средств. Должно быть предусмотрено создание единого библиотечного портала, где каждый желающий не только в читальном зале библиотеки, как сейчас, но и в свободном доступе получил бы возможность пользоваться этими книгами. Готовых решений пока нет, это наша приоритетная задача на ближайшие два года, мы над этим работаем.
— Ещё один документ, широко обсуждаемый профессиональным сообществом, это ГК РФ. Один из самых острых вопросов — правовая культура, ответственность за размещение нелегального контента в Сети, защита авторского права. Кто, по Вашему мнению, должен нести ответственность за нелегальный контент в Сети?
— Я занимаю максимально радикальную позицию, потому что так называемая свобода распространения информации в Интернете убивает автора. Что касается ответственности за незаконное размещение контента в Сети, то считаю, она должна быть жёсткой для всех участников этого процесса. Нужно как минимум серьёзно штрафовать — и читателей, и провайдеров, и хостеров, и владельцев сайтов. Понимаете, становится невыгодно быть писателем: ты продашь 5 тыс. экземпляров своей книги, а ещё 50 тыс. у тебя украдут в Интернете. Книги находятся в бесплатном доступе, кто их будет после этого покупать, о какой мотивации автора идёт речь? Как заработать на кинопроизводстве, если деньги можно собрать только в течение первых двух недель проката, а потом всё это будет в торрентах в безобразном качестве? Приведу пример из собственного опыта: некоторые мои книги содержат множество ссылок и фотографий. Как Вы понимаете, в Интернете ничего подобного нет. Раньше в «Мифах о России» каждое новое издание перерабатывалось, уточнялось, дополнялось, ведь книга — это живой организм. В Интернете до сих пор висят версии без редакторской правки, кое-где даже без корректуры, т.е. человек фактически читает субпродукт.
Что касается деятельности ведомства в этом направлении, то Минкультуры России разработан проект федерального закона, направленный на пресечение нарушений авторских и смежных прав в Интернете и предусматривающий обязанность владельца сайта, позволяющего пользователям самостоятельно размещать музыку, фильмы и другой контент в социальных сетях, в течение суток с момента получения от правообладателя заявления о нарушении его авторских или смежных прав в связи с незаконным размещением произведения принять меры, направленные на прекращение нарушения интеллектуальных прав заявителя, в частности приостановить доступ, осуществляемый через Сеть к такой информации или блокировать её распространение. Указанный механизм аналогичен Закону об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA, США), который успешно используется с 1998 г. Подводя итог, повторюсь, с этим нужно бороться максимально жёстко. Все рассуждения о свободе в Интернете, которые декларируют некоторые представители Минкомсвязи России, интернет-операторы и прикормленная ими пресса, — от лукавого. Это называется воровством.
— А как обеспечить баланс интересов правообладателей и организаций, обеспечивающих оцифровку и сохранение национального достояния, доступ к образовательному и научному контенту? При каких условиях возможны исключения для библиотек?
— О библиотеках разговор отдельный. Здесь я поддерживаю представителей библиотечного сообщества в том, чтобы легальные читатели могли пользоваться легально приобретённым библиотекой контентом. Главное, обеспечить невозможность скачивания и дальнейшего распространения. Это преимущество для читателя (в том числе и удалённого — по PIN-кодам своего читательского билета), если у него есть защищённый интернет-доступ к фондам библиотеки.
— С 1 сентября 2012 г. вступил в силу закон, о нецелесообразности и неэффективности которого говорят многие ведомства и сообщества, эксперты, начиная от детских психологов, заканчивая интернет-сообществом. Речь идёт о Федеральном законе от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Как ни странно, библиотек и книжников это коснулось ещё в более абсурдной степени, нежели тех, для кого документ и предназначался — сферы Интернета и телевидения. Закон действует уже полгода, а со стороны профильных ведомств «в поля» поступают исключительно рекомендации по его исполнению. Планирует ли Минкультуры России занять более жёсткую позицию в части подобного рода документов и внесения конструктивных поправок по его применению в части подведомственных ему организаций?
— Действительно, при разработке Закона не была учтена специфика работы российских библиотек, и наше ведомство получает сейчас немало обращений с просьбой разъяснить вопросы правоприменения ряда положений этого Закона. Минкультуры России были проведены совещания с представителями библиотечной отрасли, выявившие необходимость внесения в Закон изменений.
В отношении маркировки фондов, приобретённых до 1 сентября 2012 г., уже даны разъяснения Минкомсвязи России: эти издания маркировке не подлежат, так что вопросов относительно нанесения знаков информационной продукции на двухмиллиардный фонд более 40 тысяч отечественных библиотек уже не возникает. Если говорить о новых изданиях, то их должен маркировать издатель или распространитель.
Что же касается остальных вопросов, в том числе соблюдения требования Закона и удаления от детей запрещённой информационной продукции на расстояние в сто метров, то в настоящее время Нормативно-правовой департамент совместно с Департаментом науки и образования готовит соответствующий проект федерального закона, который позволит устранить проблемы, которые были выявлены в ходе правоприменения 436-ФЗ.
— Каковы Ваши читательские предпочтения?
— Я читаю либо то, что полезно для работы, либо чтобы отдохнуть и отвлечься. В последнем случае предпочитаю что-то развлекательное, типа Б. Акунина, или книги по истории, истории культуры. А ещё для меня самого оказалось удивительным, что я стал читать то, к чему раньше никогда не обращался — письма и дневники классиков. У Льва Толстого потрясающе интересные дневники и переписка. В данный момент перечитываю «Анну Каренину», но здесь несколько иное, во-первых, интересно оценить произведение, которое как «женский роман» далось мне в школе с огромным трудом, а, во-вторых, перед просмотром недавно вышедшего в прокат фильма хотелось бы обновить представление о событиях и героях этого романа именно по книге.
— Спасибо!
Беседовала Елена Бейлина
Комментарии
Спасибо! Ваш комментарий добавлен, и будет размещен на сайте после проверки модератором.