Учёные из Ливерпульского университета наблюдали за изменением активности мозга добровольцев во время чтения Шекспира. Оказалось, что под воздействием высокой поэзии нормализуется работа части мозга, отвечающей за эмоции, и активируется зона самоконтроля. Методика и была создана для реабилитации пациентов со стрессовыми состояниями и различными фобиями. Лечебную книгу при желании может подобрать для себя каждый. Нужно лишь помнить главные принципы библиотерапии: произведение должно быть увлекательным, а чтение — не только доставлять удовольствие, но и заставлять думать.
Желательно, чтобы главный герой попадал в ситуации, сходные с теми, что случались когда-то с вами и переживания о которых тревожат вас до сих пор. Также книга должна или вселять оптимизм и веру в лучшее, или омывать душу, оставляя ощущение светлой грусти.
Особенности: размеренное повествование даёт ощущение устойчивости. Чужие ошибки заставляют задуматься о своих.
Показания: универсальное средство при стрессах, неврозах, навязчивых состояниях.
Особенности: тренируют внимательность, логику, усидчивость, наблюдательность. Закрученные сюжеты хорошо отвлекают от грустных мыслей и проблем.
Показания: при навязчивых состояниях, психозах.
Особенности: расширяет границы возможного, обост¬ряя до крайности ситуации и поступки, даёт возможность пациенту принять без страха свои мысли и желания и допускать их наличие у других.
Показания: при фобиях (страхах). Настоятельно рекомендуется пациентам, живущим «в футляре» и по строгому расписанию.
Особенности: чёткий ритм нормализует процессы, протекающие в организме. Стихи настраивают на позитив, внушают веру в свои силы.
Показания: при депрессиях. Чтение стихов используется в логопедических занятиях при восстановлении после инсульта.
Особенности: в лёгкой форме обучает правилам общения, учит наблюдательности.
Показания: при гиперактивности у детей и хроническом непослушании трудных подростков.
Особенности: снимает тревожность, учит бесконфликтной технике общения.
Показания: подросткам — в переходном возрасте, повышает настроение в п-ослеоперационный период.
Особенности: даёт представление о целостности мира и месте человека в нём.
Показания: при острых стрессах, хронических депрессиях.
Маринэ Танашян, доктор медицинских наук, заместитель директора по научной работе Научного центра неврологии РАМН:
— Чтение книг — своеобразная тренировка мозга. При поступлении новой информации формируются новые связи между зонами мозга, отвечающими за кратковременную и долгосрочную память.
Немаловажно, что при чтении включается система, дающая нам эмоции и удоволь¬ствие. После прочтения хорошей книги возрастает общая психическая активность, что особенно важно для реабилитации тяжёлых пациентов, находящихся в подавленном состоянии.
Ольга Карабанова, доктор психологических наук, замдекана психологического факультета МГУ:
— Наиболее полезная составляющая чтения — эмоциональная переработка. Сопоставляя свой жизненный опыт с моментами из жизни других людей, пациент переживает свои трагические ситуации заново, оценивая их со стороны и формируя адекватное к ним отношение.
Правильные книги — это настоящая школа жизни, они помогают лучше узнать себя.
Источник: http://litcult.ru/news2/7022
Комментарии
Спасибо! Ваш комментарий добавлен, и будет размещен на сайте после проверки модератором.